Вторник, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 


СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ.
 
  

Человеку, пожелавшему посетить Евангельскую церковь, будет полезно знать, что церкви даже одного Союза могут отличаться друг от друга. Так как исторически христиане всегда допускали некоторые разномыслия в своей среде, то и современные евангельские христиане и баптисты могут иметь разное отношение к второстепенным вопросам жизни и практики. В одном городе могут быть несколько евангельских церквей, в которых богослужения и внутренняя жизнь отличаются. Вы наверное видели по телевизору, как проходят богослужения у Евангельских христиан и баптистов.  Как правило в Домах Молитвы, в зале для проведения богослужения стоят кафедра, за которой проповедует пастор, и скамейки для прихожан.  В некоторых церквах в музыкальном плане предпочитают хоровое пение, в других – современное эстрадное; в некоторых больше поют спокойные и медленные песни, в других – более ритмичные; некоторые развивают служение духовых оркестров, другие – эстрадных групп; у одних звучит орган или фортепиано, в других – самые разнообразные инструменты вплоть до ударной установки. Порядок проведения богослужения тоже может быть разный. Некоторые придерживаются строгого порядка проведения служения, другие могут свободно изменять ход богослужения. Некоторые церкви перед богослужением соблюдают тишину, понимая это как проявление благоговения и молитвенного размышления, в других, наоборот, стоит шум от общения и радостных встреч друг с другом. В церквах считают, что на богослужениях замужние верующие женщины должны покрывать голову.

Многие отличия не обязательно должны быть правильными или неправильными, просто каждая церковь непохожа на другую, как непохожи люди друг на друга. Это зависит также и от того, насколько давно эта церковь основана. Более старые церкви могут иметь сложившиеся с годами традиции и уклад жизни, новые церкви скорее будут более современны и открыты к различным нововведениям. Есть и более сложные богословские отличия, которые могут почти не влиять на практику жизни, но в одном баптисты едины – это в очень серьёзном отношении к Библии, в стремлении соотносить с практикой изучение Библии. Поэтому человеку, впервые пришедшему в баптистскую церковь, можно посоветовать посетить и другие церкви, чтобы получить более полное представление о баптистах.

Говоря о Евангельских Христианах, как о христианской деноминации, стоит упомянуть, что они  имеют  иерархию. Например, церкви, входящие в РС ЕХБ, имеют следующее устройство. Первым лицом каждой поместной церкви является пастор (с лат. «пастырь», «пастух») или пресвитер (с греч. «старейшина»). У пастора существуют помощники – диаконы. Все баптистские церкви в рамках одной области имеют старшего пресвитера или епископа (с греч. «надзиратель»), задача которого присматривать за церквами, помогать их развитию, координировать и развивать связи между церквами. Церкви нескольких областей объединены в Федеральный Округ, в котором ответственным лицом служит вице-президент Российского Союза ЕХБ. А координацию служения на всероссийском уровне осуществляет баптистский центр в Москве, в котором работают разнообразные отделы служения: молодёжный, детский, тюремный, миссионерский, административно-правовой, издательский и другие. Руководят этим центром президент Российского Союза ЕХБ и его заместитель. В разное время структура баптистского Союза изменялась в соответствии с необходимостью.

Структура  отличается от других тем, что высшая власть не имеет права сверху давать указания для церквей. Старший пресвитер (епископ) не может изменять решения, которые приняла отдельная церковь на общем собрании, так как Евангельские Христиане придерживаются принципа автономности церкви. Задача епископа, а также служителей окружного и всероссийского уровня только способствовать развитию церквей, предлагать и организовывать обучение служителей (духовные семинарии, библейские колледжи, институты, школы), проводить семинары и конференции на различные темы, посещать церкви с ободрением, наставлением и выступать в качестве третьего лица при решении спорных вопросов и других, таких как, например, избрание служителя.

Причиной такого демократического устройства является вера евангельских христиан и баптистов в принцип «всеобщего священства». У баптистов нет разделения на «клир и мир». Задача священнослужителя помогать каждому верующему развивать личные взаимоотношения с Богом, а не выступать в качестве посредника между людьми и Богом.

 Церкви знает и помнит каждого верующего, осуществляет заботу и попечение о нём, а самому верующему помогает ощущать себя частью Божьей семьи – церкви, где он всегда может получить помощь, поддержку и внимание со стороны остальных верующих и служителей. Баптисты верят, что принадлежность к церкви необходима. Ребёнок без семьи – сирота, овца без стада беззащитна перед хищниками, солдат без взвода не способен противостоять вражеской армии, трубач без оркестра не может в полноте реализовать всю красоту звучания своего инструмента… Есть много подобий церкви. Евангельские Христиане считают важным держаться вместе и заботиться друг о друге, чтобы противостоять греху и врагу человеческих душ – диаволу. В христианской песне поётся «Когда мы вместе – мы сильны, когда мы вместе – Господь среди нас».

Евангельские Христиане открыты для общества и для государства. Церкви Российского Союза ЕХБ имеют государственную регистрацию, что позволяет им открыто и на основании закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) осуществлять свою деятельность в обществе, в некоторых вопросах взаимодействовать с государством. Каждый интересующийся свободно может посетить богослужения церкви и получить информацию о деятельности общины. Баптисты ничего не скрывают и не имеют тайны, которая может быть доступна только особо посвящённым. Единственными закрытыми собраниями для внецерковных людей являются членские собрания, на которых обсуждаются и решаются внутренние вопросы церкви. Так же, как любая семья, баптистская община стремится сохранять свою целостность и защищать себя от разрушающих влияний извне. Поэтому, если какой-либо человек или государство пытается вмешиваться во внутренние дела церкви, чтобы навязывать свою волю, церковь противостоит этому.

Церкви отличает простота, как в проведении богослужений, устроении церковного здания, так и в личном общении друг с другом. Один из посторонних описал своё посещение одной из сельских баптистских общин:

«Встретили нас приветливо, заинтересованно спро-сили, кто мы такие, удов-летворились нашим стан-дартным туманным отве-том в духе «Изучаем жизнь русских людей», кивнули с пониманием. Фотографировать можно. Мы осмотрелись: много детей с осмысленными глазами. Те, что помладше, ведут себя совершенно нескованно, шебуршатся на лавках, и никто на них не шикает.

Вообще атмосфера свободная. Слушают проповедь, молятся очень сосредоточенно, но при этом много движения: кто-то заходит в дом, кто-то выходит, кто-то коротко перешептывается. Какой-то мальчик забежал с улицы в футболке с покемонами, поднялся на второй этаж, переоделся в однотонную рубашку, без понуканий пошел в молитвенный зал».

«Мне понравилась простота и во внешнем виде баптистов, и в их аргументации, которая крайне немудрёна, но по делу».

Атмосфера простоты и уюта особенно характерна для небольших церквей. Церкви, где народу побольше, труднее создать такую атмосферу, но простота и искренность проявляется в личном общении верующих между собой и до и после богослужений. Общинный уклад жизни подразумевает доступность руководящих служителей, с которыми можно свободно и сердечно поговорить на разные темы.

Баптисты, как правило, не зациклены только на своей вере и могут иметь вполне земные увлечения и интересы, такие как компьютеры, рыбалка, садоводство, спорт и многое другое. Главное – эти увлечения не должны становиться центром жизни и не препятствовать развитию собственной духовности. Баптистам характерно стремление к бóльшим познаниям; если в советские времена им не позволяли получать высшее образование, то теперь молодые люди демонстрируют отличия и в отношении к учёбе. На работе баптисты проявляют себя как честные, исполнительные и трудолюбивые люди, начальствующие их очень уважают и доверяют самые ответственные дела.

Членами современных баптистских церквей являются не только простые люди, но и люди самых разных социальных уровней и профессий. В среде российских баптистов есть и учёные люди, профессора, академики, изобретатели, военные, генералы и полковники различных служб, прокуроры, журна-листы, врачи, музыканты, артисты, бизнесмены, известные спортсмены и многие другие. И на баптистских собраниях никто не пытается себя поставить выше других – все общаются на равных, независимо от социального уровня или материального достатка.

Баптистам присуще и наличие здорового юмора. Существуют целые коллекции юмористических историй из жизни церквей. А когда не только рядовые верующие, но и служители собираются вместе для общения, то нередко можно услышать заразительный громкий смех от очередной рассказанной весёлой истории. Кстати, смех можно вполне услышать и на богослужениях, так как богослу-жения не имеют строгой формы и ритуальности, и проповедники в определённой мере вполне могут использовать и своё чувство юмора. Многие, впервые посетившие баптистскую свадьбу, выража-ют удивление: как это они умудряются без выпивки и так от души веселиться? Среди баптистов много весёлых людей. Недаром суще-ствует присказка «баптисты-артисты». Но вместе с тем, они могут в любую минуту стать крайне серьёзными, когда дело касается чьей-то нужды, плакать вместе с плачущими и молиться за страждущих. И в этом нет лукавства, лицемерия или неискренности. В этом видна обычная человеческая сострадательность и соучастие в переживаниях других. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Библия, Послание к Римлянам 12, 15).И в этом снова проявляется их стремление быть похожими на первоапостольскую церковь, о которой написано в Библии: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деяния Апостолов 2, 46-47).

Евангельские Христиане  большое значение придают семейным вопросам. Во многих баптистских семьях много детей, и семьи удивляют окружающих своей жизнерадостностью и дружностью. Дети зачастую очень музыкальны, так как с детства растут в атмосфере музыки и песен. Отношение к браку очень серьёзное, поэтому не допускаются поспешные браки. У баптистов не существует обета безбрачия (целибата), служители, как правило, все имеют семьи. Проповедуется половое воздержание до брака и абсолютная верность в браке.

Баптистские церкви существуют исключительно на добровольные пожертвования. Не существует никаких денежных взносов при вступлении в общину. Более того, абсолютно все служения и священнодействия совершаются бесплатно. В церкви может продаваться только духовная литература и другие материалы духовного содержания, поскольку всё это в свою очередь тоже приобретается в специальных издательствах и магазинах. Печатается много и бесплатной литературы для повсеместного распространения. Во многих баптистских церквах можно бесплатно приобрести Новый Завет (вторая часть Библии).
Евангельским Христианам также характерна большая жертвенность и в служении. Они готовы оставить домашний уют, лишиться комфорта ради возвещения Евангелия Иисуса Христа людям в различных уголках страны. На крайнем севере из всех христиан больше всего баптистов. Многие из них уехали из солнечной Молдавии, Украины, Белоруссии, Кавказа в холодные края, терпят лишения, большие материальные и физические трудности, но не унывают и с радостью служат Богу и людям. Некоторые из них не были приспособлены к трудностям, но когда Бог позвал их ехать в труднодоступные места миссионерами и проповедовать Евангелие, они послушались, и никто из них не жалеет об этом. И если раньше баптистов ссылало советское государство, то сегодня баптисты сами едут туда ради спасения погибающих душ. И в этом истинное служение христианина. В Библии мы читаем слова апостола Павла, описывающего своё служение, которое можно применить и к баптистам:

«Мы во всем являем себя как служители Божии: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в нелице-мерной любви, в чести и бесчестии, при порицаниях и похва-лах. Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас считают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Послание к Коринфянам 6, 4-10).